«Версальский экспромт» / «Мнимый больной» в Московском детском музыкальном театре «Экспромт»

«Версальский экспромт» / «Мнимый больной» в Московском детском музыкальном театре «Экспромт»

Прошлой осенью Московский детский музыкальный театр театр «Экспромт» осиротел, потеряв своего доброго гения — Людмилу Иванову. Премьера «Мнимого больного» в постановке Натальи Тимофеевой состоялась в конце года уже без художественного руководителя, хотя работа над спектаклем начиналась еще под ее руководством, но премьеру Людмила Ивановна так и не увидела.

«Экспромт», созданный в 1990 году, — выпестованное и взлелеянное любимое детище актрисы, по счастью, не разделил судьбу многих коллективов, возникших в начале 90-х. Одни из них, не выдержав суровой действительности, закрывались после очередного экономического кризиса, другие, не имея определенной творческой программы, тихо угасали в безвестности. Судьба «Экспромта» складывалась удачно благодаря необыкновенному энтузиазму своего художественного руководителя, которой удалось найти уютное помещение для театра в одном из домов на Чистых прудах. Даже свою квартиру она поменяла на квартиру в том же доме, на том же этаже, через одну лестничную площадку. Но главное — в «Экспромте» сложился свой оригинальный репертуар — музыкальные сказки для детей и спектакли для взрослых, автором многих из которых была сама Людмила Иванова. Музыкальным соавтором часто был ее муж — известный бард Валерий Миляев, а художником спектаклей — сын Иван Миляев. Сам театр «Экспромт» возрождал почти утраченную в наше время творческую идею — идею театра-дома. Людмила Иванова из того поколения первых современниковцев, для которых этот способ творческого существования был самым естественным и органичным.

В «Экспромте» собралась интересная труппа — драматические артисты и артисты-вокалисты, имеющие профессиональную драматическую подготовку. В репертуаре спектакли для семейного просмотра, где с детьми говорят на равных, а взрослым не дают соскучиться, на каждом спектакле погружая в мир лучшей музыки. Классическая музыка русских и зарубежных композиторов здесь всегда звучит в исполнении живого оркестра, который чудесным образом вписывается в пространство небольшого уютного зрительного зала.

С 1993 года в «Экспромте» работает режиссер Наталья Тимофеева — выпускница музыкального факультета ГИТИСа, творческие поиски которой наиболее точно соответствуют эстетике «Экспромта». Ее музыкальные спектакли основаны на классике, но созданы по собственному либретто, их отличает тщательно подобранная музыка, вокал и хореография, яркие актерские работы. Никогда не забуду, как после спектакля «Башмачки для Золушки» пятилетний зритель убеждал меня, что «Золушка была настоящая». Долгие годы афишу театра украшает спектакль Н. Тимофеевой «Риголетто» — авторский вариант оперы Верди, история, рассказанная легким, но не облегченным музыкальным и драматическим языком. Этот спектакль здесь идет в категории 12+, и он, действительно, интересен и понятен даже подросткам. Наталья Тимофеева поставила спектакль «Королевская невеста» по сказкам Гофмана, щедро используя музыку Бетховена, Шумана и Сен-Санса, «Башмачки для Золушки» — Шуберта, «Оловянный солдатик» — Грига. В «Итальянской мозаике (Impressioni русского путешественника)» — картина-коллаж впечатлений из оперных арий, дуэтов, литературы и живописных полотен — Верди, Моцарт, Глинка, письма Гоголя, Чайковского, «Сказки об Италии» М. Горького, поэзия Лермонтова, Блока, Мандельштама… Не является исключением новая премьера театра — «Мнимый больной». История Аргана — мнимого больного соединена с историей самого Мольера, в спектакле звучит музыка Моцарта, Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена, любимого композитора Людовика XIV Ж.-Б. Люлли.

Как известно, «Мнимый больной» — последняя пьеса Мольера, на четвертом представлении которой великий актер и драматург, исполняя главную роль, почувствовал себя плохо, с трудом доиграл до конца и через несколько часов скончался. По странному совпадению на «Мнимого больного» я пришла именно на четвертое представление в «Экспромте» и это было мое первое посещение театра после ухода из жизни Людмилы Ивановой. Перед началом спектакля Наталья Тимофеева вышла на сцену с кратким вступительным словом о театре и его традициях, музыке, которую предстоит услышать — так же, как обычно встречала зрителей и беседовала с ними перед спектаклем сама Людмила Ивановна. И все по-прежнему надежно и талантливо в этом добром доме на Чистых прудах, так, что кажется, будто его основательница где-то тут рядом, за кулисами со своими любимыми актерами и не менее любимыми зрителями.

Обычно «Мнимого больного» ставят как бытовую комедию, сатира на врачей-шарлатанов и эгоизм больных во все времена пользовалась и еще долго будет пользоваться большой популярностью. Мольеру, страдавшему различными недугами, не раз приходилось сталкиваться с подобными явлениями и обращаться к «медицинской теме» в своем творчестве — «Летающий лекарь», «Влюбленный доктор», «Любовь-целительница», «Лекарь поневоле» и, наконец, «Мнимый больной». В последней пьесе все эти обличительные моменты достигают своего апогея благодаря тому, что в центре один из любимых персонажей Мольера, человек, поглощенный страстной идеей. Гарпагон в «Скупом», Журден в « Мещанине во дворянстве», Арган в «Мнимом больном» готовы всех своих ближних и весь мир бросить в горнило этой жгучей страсти.

Наталья Тимофеева поставила комедию-балет, как и написано у Мольера. Добавила пролог — отрывок из пьесы «Версальский экспромт», переписала интермедии, звучавшие довольно архаично, добавила к интермедиям дополнительные вокальные номера — соло, дуэты и ансамбли, в этом режиссеру помогла музыкальный руководитель постановки — Марина Яблокова.

Актеры «Экспромта» играют артистов мольеровского театра, исполняющих «Версальский экспромт», в котором труппа репетирует новую комедию для королевского представления, никакого иного сюжета в «Версальском экспромте» нет. Кажется, что Мольер воспользовался удачным поводом посмеяться над самим собой, как он смеется над Арганом и его врачами в своей последней комедии, над всеми недугами сразу и над самой смертью. Александр Аксенов — один из ведущих актеров «Экспромта», драматический актер и вокалист-баритон — играет Мольера и Аргана. Задник сцены — гравюры, изображающие замок и окрестности Версаля, декорация — закулисье и комнаты (сценография Ивана Миляева) — никакой условности в сценическом оформлении, как и в других спектаклях «Экспромта». Изысканно красивы костюмы Анны Ефимовой.

И всегда удивляет, как удается не только оживить такое миниатюрное сценическое пространство, но и исполнять хореографические номера и интермедии. Да еще и музыкальному квартету (скрипки, клавесин), создающему атмосферу мольеровского времени, находится здесь место.

«Театр в театре» — этот прием повторяется в спектакле не однажды. Вот Мольер распекает своих актеров, скверно знающих роли, но вот это уже Арган, тиранящий домочадцев своими причудами. Клеант, влюбленный в его дочь от первого брака Анжелику, проникнув в дом под видом учителя музыки, вынужден вместе с ней разыгрывать музыкальную интермедию. Клеант — Никита Радченко и Анжелика — Татьяна Давыдова — классические мольеровские «влюбленные», предстают комическими актерами, Арган — доверчивым зрителем. Но в следующую минуту уже и обманутым мужем, ибо его молодая жена Белина (Ирина Шальнева) под маской благочестивой супруги, раздувая его мнительность и чрезмерное доверие к врачам-шарлатанам, так и мечтает поскорее стать его вдовой. Арган тоже разыгрывает «комедию», искусно изображая свою смерть, проверяя «реакцию» близких ему людей. Но подлинной актрисой предстает служанка Туанетта (Ирина Якубовская), переодевшаяся восточным доктором, исполняя арию лекаря, помогая соединить влюбленных.

По две роли исполняют в спектакле актеры Константин Месропян (господин Бонфуа — нотариус и доктор Пургон) и Виталий Маслаков (Беральд — брат Аргана и Доктор Диафуарус). Виталий Маслаков — тенор, благородный аристократ в первом случае и фарсовый персонаж во втором. Появление Доктора Диафуаруса и его сына Тома, претендующего на руку Анжелики (Владимир Токарев), — отдельный «спектакль в спектакле». Актеры не жалеют ярких красок, порой превращая фарсовый гротеск в откровенную клоунаду.

Тома Диафуарус — великовозрастный балбес, как некий козлоногий сатир, постоянно выделывает своими длинными ногами дерганые и нелепые, почти балетные па. На диалог с будущей невестой он способен только с помощью многочисленных шпаргалок, которыми в виде свитков напичканы его карманы, а в качестве развлечения предлагает ей посещение анатомического театра.

Зрелище смерти, предложено как развлекательный спектакль. Написав эту сценку, предвидел ли Мольер, что ему самому предстоит стать главным актером такого рода действия?..

В разгар спектакля, к концу первого действия, увлеченные забавной интригой, когда все уже, кажется, забыли, что история разыгрывается мольеровской труппой, актер, исполняющий роль Аргана, падает в обморок, кто-то из труппы выкрикивает на полном серьезе: «Актеру плохо!» — и этот достаточно наивный сценический ход, сыгранный с предельной серьезностью, тем не менее встряхивает веселящуюся публику.

Но шоу должно продолжаться. И во втором действии вереница мольеровских персонажей с новой силой завертится в пестром музыкальном хороводе. В финале спектакля в разгар Марлезонского балета, Арган, достигший высшей цели, посвященный в доктора, оказывается в центре зловещего карнавала: «Ваш Мольер со своими комедиями — изрядный наглец! Если он будет умирать, никто ему не поможет!» — выкрикивают маски. «Версальский экспромт» достиг своего апогея. Арган, он же Мольер, он же одинокий лицедей, сбрасывает докторский парик, устало всматриваясь в публику. На заднем плане появляется портрет Мольера…

В конце прошлого года новым художественным руководителем театра «Экспромт» был назначен Александр Федоров, также являющийся руководителем Детского музыкального театра юного актера (ДМТЮА). Хочется надеяться, что традиции, заложенные Людмилой Ивановой и бережно сохраняемые театром, при новом художественном руководстве не покинут созданный ею дом на Чистых прудах.

 

Галина Степанова,

Страстной бульвар. №7-197/2017

Источник: http://www.strast10.ru/node/4201

Previous Next
Close
Test Caption
Test Description goes like this